Москва Балаклавский проспект дом 2 корпус 6

Некролог

2 декабря, умер преподаватель нашего учебно-методического центра Крылов Валентин Яковлевич, талантливый преподаватель, инструктор с 40-летним стажем, автор многочисленных пособий для инструкторов, самородок в области обучения водителей.

 

          

 

Выпускник Военной Инженерной Академии

 

Автор популярных книг и статей: “Краткая карманная энциклопедия по прикладной психологии для инструктора практического обучения вождению и для начинающих водителей”, “Арсенал инструктора” и др.

 

Автор уникальной методики обучения вождению автомобиля,  участник программы “Скорость” (автоликбез на Авторадио с Ю. Гейко).

 

Лауреат национальной премию ФАР за достижения в области безопасности дорожного движения «Безопасность — дело каждого» 2014 года!

 

В нашем учебно-методическом центре вел теоретические и практические занятия по “Методике обучения вождению”, читал лекции по «Основам психофизиологии водителя» и «Психологическое тестирование учащихся».

 

Вашему вниманию представляем отрывок из его книги:

«Я начал обучать водителей в 1966 году и с тех пор навечно влип в эту тему, как мошка в янтарную смолу...

 

Немудрёное, казалось бы дело - научить другого человека тому, что уже умеешь сам, на поверку оказалось таким сложным, что я решаю эту задачу и по сию пору…

 

К сожалению, многие инструкторы уже через 5-6 лет работы с новичками полагают, что они уже законченные мастера. Ломом подпоясанные. Сами себе иконы. Сами себе доски почёта… А вот я так не считаю, хотя кое-чего достиг и кое-что умею делать значительно лучше, чем другие… Шибко высоко не летаю, но и мелко себя не рублю… Впрочем, обо всём по порядку… Я особенно учить вас не собираюсь, я ставлю перед собой задачу попроще - рассказать и показать совершенно нестандартную методику, которую отрабатывал многие годы. Цель у нас с вами одна, а вот путей дорожек к ней ведёт очень много. Эта статья будет короткая, видео тоже не большое, но основные свои взгляды я постараюсь осветить. Почему я стал вечным инструктором? Отвечаю и себе и вам. Потому что видел, и по сию пору вижу на дорогах море беды и крови… И в меру своих сил и способностей хочу чтобы этого стало поменьше…

 

А посему-поэтому вот вам моя первая личная заповедь: когда я учу новичка, я меньше всего думаю об экзамене в той организации, которая не сеет не пашет, а урожай приходит собирать… Я думаю о ежедневных экзаменах, которые придётся сдавать ученику в живых реальных условиях дорожно-смертельного движения. Поэтому решаю три основных задачи:

 

Задача №1. Механическая составляющая мастерства водителя. Это незнакомая доселе новичку работа руками, ногами, туловищем и шеей. Ещё не мозгами… Попроще - это руление, педалирование и всякие переключения. Это достаточно просто и достигается тоже относительно быстро. Инструктор сам владеет этим богатством уже в совершенстве и ума тут много не надо. В педагогике это называется «рассказ с показом» и далее упражнения до посинения. Результат не заставит себя ждать…

 

Задача №2. Психологическая составляющая. Здесь уже значительно сложнее. Мне нужно перековать пешие жизненные копыта ученика и поставить его мозги на автомобильные колёса. Водитель думает, что он за рулём - владыка мира, а это, мягко говоря, совсем в другую сторону. Дороге надо уметь повиноваться. И самое главное: самого себя за рулём надо и узнать по-новому и к самому себе любимому отнестись значительно критичнее. Выезд на дорогу -копейка, а вот возвращение домой порой и рубля мало… И тут личная психологическая подготовка, а вернее личный житейский опыт инструктора зачастую не пляшет. Не обижайтесь на меня, на старого, и у меня с этим были сложности. Но я это осознал, сам себя переборол и, согнув свою гордую спину, долго-долго нюхал портянки опытных профессиональных психологов.

 

Задача №3. Прогностическая составляющая. Я должен научить ученика прогнозировать дорожную ситуацию. Не выполню эту задачу - грош цена первым двум победам. И вот именно умение научить прогнозированию и есть высший пилотаж инструктора! Это как главную цыганку табора гаданию научить…

Поэтому моей второй личной заповедью стало следующее: хорошенько научиться своему инструкторскому ремеслу.

 

НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДЛЯ ЭТОГО НИ СИЛ, НИ ВРЕМЕНИ, НИ ДЕНЕГ

 

Приложитесь к первоисточникам. Учитесь у более опытных. Не бойтесь неудач. Боритесь, ищите, не находите….. и не сдавайтесь!

 

Пройдитесь босичком по камушкам педагогики, это не больно, но очень полезно. Потопчитесь на угольках психологии, это и больней, но и ещё полезней. У меня были великолепные учителя и они, бывало, мне говаривали: «Не бойся чудить, но всё, что напридумал, проверяй и перепроверяй. Пляшет приём в присядку - бери на вооружение и улучшай его. Не пляшет - наплюй и забудь. И от неудачи одна только польза.»

 

Учебный мой чемодан с различными приспособлениями весит около 40 килограммов. В нём более 150 предметов на все случаи обучения, как на площадке, так и в городе. Всех моих приёмов начального тестирования, обучения и конечного тестирования примерно 500. И они размножаются с каждым новым учеником, а значит с каждой новой учебной задачей.

 

Вот, например, одних только приёмов обучения троганию с места - 33. Различных видов преодоления легендарной «змейки» примерно 80.

 

Ученик не есть существо из воздуха. Если вы в нём не видите ничего кроме широкого ряда красивых зубов - ваша беда… Значит у вас в душе уже осень… Вы в кабине с учеником не попутчики. Вам в нём ещё и хорошенько разобраться надо. И лично у меня для этого придумано более 100 умных вопросов про его предыдущую жизнь.

 

Обещаю всё показать, всё рассказать, если только вы готовы смотреть и слушать…

 

У меня секретов никаких…

 

А какие мысли появятся ответные - буду только рад. Возражайте изо всех инструкторских сил. Не жалейте мозгов. Я люблю возражения как Пушкин осень… В возражениях человек себя оголяет как в бане, сам того не желая…

 

С уважением, КРЫЛОВ ВАЛЕНТИН ЯКОВЛЕВИЧ.»