Москва Балаклавский проспект дом 2 корпус 6
Основой для создания профессии "Инструктор по вождению" послужило «Постановление о подготовке водителей автотранспортных средств» принятое в Германии еще аж в 1921 году и которое ввело обязательное лицензирование инструкторов и автошкол, и подробные требования, касающиеся программы обучения вождению.
Новое Постановление « Об инструкторах по обучению вождению транспортных средств», вышедшее в 1957 году определило актуальные на тот момент требования в отношении инструктора по вождению, автошколы и оснащению автошкол. И, наконец, в 1969 году был издан «Закон об инструкторах по обучению вождению», закрепивший четкие требования к профессиональным и специальным навыкам и знаниям, необходимым как владельцам автошкол (в большинстве своем они же – преподаватели и инструкторы в одном лице) и собственно инструкторам по вождению.
В последствие еще три документа были изданы для совершенствования этой системы: «Порядок обучения будущих водителей» в 1976 году, где были заложены основные положения теоретической и практической подготовки водителей, «Порядок подготовки инструкторов по вождению» от 13 мая 1977, где были установлены структура и содержание программы подготовки инструкторов, и «Порядок проведения экзаменов у инструкторов» от 27 июля 1979 года, который определил содержание тестирования инструкторов.
И наконец, 13 мая 1986 года, после введения временной водительской лицензии (испытательной), переподготовка водителей транспортных средств, нарушивших ПДД во время испытательного срока была передана полностью в руках лицензированных инструкторов по вождению и обучение вождению неспециалистами было запрещено.
Основные требования для инструкторов
Центральной фигурой в профессиональном обучение вождению автомобиля в Германии является, конечно же, инструктор по вождению. По этой причине, все желающие стать инструкторами, должны удовлетворять определенным основным требованиям: они должны быть не моложе 23 лет, иметь определенный интеллектуальный, физический уровень и соответствовать этой профессии в личностном плане, должны иметь базовое среднее школьное образование с последующей профессиональной профильной подготовкой, иметь водительские права для всех классов транспортных средств, и иметь достаточный опыт вождения автомобилей в той категории, в которой они собираются стать инструкторами.
Обучение должно проходить в официально утвержденном учебном заведении для инструкторов по вождению. Обучение длиться от пяти (минимум) до восьми (максимум) месяцев, в зависимости от категории транспортного средства, по которой обучаемый желает стать инструктором. Как правило, учебные занятия продолжаются целый день.
Содержание обучения изложено в учебных планах и программах, где прописаны предметы и требуемое количество часов обучения по каждому. Минимальная обязательная программа обучения для класса 3 (кат ВЕ) – 700 часов, для класса 2 (кат СЕ) - минимум 280 часов и 140 часов - для класса 1 (кат А). В обучение включены: принципы педагогики и психологии; правила дорожного движения и дорожные риски; аспекты дорожного законодательства; устройство транспортных средств; Охрана окружающей среды, энергосберегающие методы вождения; Планирование проведение занятий; педагогическая практика; Техника безопасного вождения; правовые аспекты профессии.
Тестирование инструкторов
По окончании обучения инструкторы- стажеры сдают экзамены в государственных экзаменационных комиссиях. Тесты делятся на письменные, устные, практические и педагогическую практику проведения занятия в классе и в учебном транспортном средстве в реальных дорожных условиях.
На письменном экзамене предлагается решить задачи, связанные с дорожным законодательством и техническим устройством автомобиля. Устный экзамен состоит из тестов по предмету обучения. В практической части испытаний проверяется способность кандидатов уверенно, безопасно и правильно управлять автомобилем. Тестирование преподавательской практики требует от кандидатов продемонстрировать способность обучать как в классе, так и свои умения проинструктировать учащегося в реальном дорожном движении.
Кандидаты, успешно прошедшие экзамены и удовлетворяющие всем требования получают лицензии инструкторов по вождению.
Инструкторы, желающие приобрести дополнительную квалификацию для обучения водителей с временной водительской лицензией идут еще на дополнительное обучение по специальному курсу, при этом обязательно уже иметь опыт работы инструктором и получить лицензии для категорий 1 (А) и 3 (ВЕ).
Дальнейшее повышение квалификации играет важную роль: оно является обязательным для инструкторов, занимающихся переподготовкой водителей-стажеров (с временным удостоверением) и добровольной для всех остальных инструкторов. Ежегодное повышение квалификации инструкторов обязательно только для инструкторов автошкол, освобождены от него частные инструкторы.
Постепенно подготовка инструкторов по вождению в Германии приобретает более практический уклон. В то же время расширяется содержание педагогических разделов, несколько упрощается система экзаменов и предполагается, что повышение квалификации станет обязательным для всех инструкторов.